Методические рекомендации по проведению рефлексии на уроках в начальной школе

Методические рекомендации по проведению рефлексии на уроках в начальной школеМетодические рекомендации по проведению рефлексии на уроках в начальной школе

Автор: Гатаулина Ольга Иосифовна, к.п.н., доцент кафедры начального образования

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Правильно сформированная рефлексивная оценка является важным условием становления ценностного отношения к учебной деятельности.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Дебрифинг реализует следующие функции:

  • вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей;
  • внести ясность в происходящие события (на уровне фактов);
  • устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки;
  • снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех обучаемых, которые находятся в таком состоянии;
  • выявить возникшие установки, чувства и перемены, произошедшие с обучаемыми в ходе, например, ситуационно-ролевых игр;
  • дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их;
  • усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения;
  • соотнести итоговый результат с первоначально поставленными целями;
  • проанализировать, почему события происходили именно так, а не иначе;
  • сделать выводы по итогам анализа поведения и действий учащихся;
  • закрепить или откорректировать усвоение новой информации;
  • наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию;
  • установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.

    По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется потребность обсудить его и поспорить о происходившем. Многие хотели бы проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в голову, но занятие уже окончилось. Если обучаемые недовольны исходом игры, то в глубине души будут продолжать придираться к ней. Чтобы не было негативного послеигрового действия, также нужен дебрифинг, который осуществит логический процесс постепенного выхода из игрового взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам и только потом — как к учащимся. Происходит плавный переход от обсуждения чувств и эмоций, проявленных обучаемыми в конкретных ролях, которые они исполняли, к более объективному обсуждению проблем. Преподавателю, ведущему занятие с помощью кейс-технологии, не рекомендуется делать большую паузу между окончанием основной части занятия и дебрифингом. Учащимся нужно оживить установки, чувства и реакции, поэтому дебрифингу надо не просто уделить время — он должен занимать не менее трети времени от групповой работы, а после ролевой игры и до двух третей».

    Примерные анкеты:

    Оценка работы группы:

  1. Какую задачу вы решали?______________________________________

  2. Каким образом решалась задача (как спланировали работу, какие формы выбрали)?______________________________________________

  3. Какая форма работы была наиболее эффективна для решения данной задачи?____________________________________________________

  4. Какие проблемы возникли?_________________________________________________

  5. Выводы ___________________________________________________

    Анализ Вашей работы в группе:

    1.Что послужило Вашему приходу в группу?

    а) интерес к решаемой проблеме;

    б) участники группы.

    2. Оцените степень Вашего участия в групповой работе:

    а) в большей степени (лидер);

    б) на равных (партнер);

    в) в малой степени (исполнитель);

    г) отсутствие (вне группы).

  6. Ваш интерес к решаемой в группе проблеме:

    а) высокий;

    б) не высокий;

    в) отсутствие.

     

  7. Ролевое участие в группе, Вы:

    а) генератор идей;

    б) оппонент (противник);

    в) рефери (контролер);

    г) исполнитель (секретарь).

  8. Что помогало в сотрудничестве?______________________________________

    6. Кто помогал? _______________________________________________________

    7.Что мешало в сотрудничестве? ___________________________________

    Синквейн — это пятистрочный стих. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями. Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться. Синквейн – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии; синквейн– малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.; синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации; синквейн – это средство творческого самовыражения; синквейн обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.

    Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    Правила написания синквейна: 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

    Например: Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь – учитель. . Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта – добрый, знающий. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта — учит, воспитывает, помогает. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту – Старый друг лучше новых! В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта — мастер. Готовый синквейн:

    Учитель.

    Добрый, знающий.

    Учит, воспитывает, помогает.

    Старый друг лучше новых!

    Мастер.

  1. Писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

    Практический совет: когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров (ниже приводится несколько синквейнов). После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>