Современный урок как инструмент реализации федерального государственного образовательного стандарта

Современный урокСовременный урок как инструмент реализации федерального государственного образовательного стандарта

Автор:
Корнилова Людмила Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования

Пришло время, которое потребовало от учителя начальных классов кардинальных преобразований в организации образовательного процесса. Каждый мыслящий педагог-практик, оценивая свою педагогическую деятельность, задает себе вопрос «Как учить учащихся?» и «Правильно ли я учу?». Наблюдая за детьми в процессе урока, классного мероприятия, становится совершенно понятным, что качественными знания учащихся могут быть только тогда, когда ученик сможет самостоятельно добывать знания, включившись в активную познавательную деятельность.

Как помочь ребенку организовать самостоятельное добывание знаний вам поможет технология дидактической системы деятельностного метода, разработанная Л. Г. Петерсон.

Деятельностный подход в обучении и воспитании школьников наряду с формированием у учащихся системы знаний и навыков развивает в большей степени самостоятельность и практическую направленность. А включающийся интерес к учебной деятельности, снимает внутреннюю вялость, апатию, индифферентность по отношению к изучаемому предмету, к самому процессу изучения, к участникам этого процесса, в том числе и к себе самому.

Что конкретно должно поменяться на уроке?

Качество образования в настоящее время во многом связано  с умением обучающихся приобретать и применять в реальной жизни новые знания, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, с опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. с современными ключевыми компетенциями, приобретение которых обеспечивается на уроке через формирование универсальных учебных действий.

Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования будут достигнуты только тогда когда изменится урок. Что мы, учителя, должны изменить в уроку. Исходим из того, что стандарт ориентирован на 3 группы результатов: предметные, метапредметные, личностные. Предполагается, что каждый обучающийся должен овладеть некоторыми регулятивными, познавательными, коммуникативными, т.е. метапредметными и личностными универсальными умениями. Если такие умения мы должны помочь сформировать каждому обучающемуся, то попробуем поразмышлять, что будет конкретно меняться на уроке.

Первая группа умений, которая зафиксирована в стандарте, это умение организовывать свою деятельность, то есть определять цели, задачи, выбирать средства. Соответственно, следствием на уроке будет не столько само решение задачи, не столько ответы, полученные где-то, а анализ условия задачи, обучение детей искусству вариативного выбора, определение метода.

И метод окажется важнее результата, который мы намереваемся достичь. Важно научиться действовать, то есть на примере одного частного действия, частной задачи сформировать общий навык решения другой группы задач, действий в аналогичной ситуации.

Следующее умение, которое предполагается выделить в качестве ключевых умений в стандартах, это умение объяснять явления действительности. Видя что-то, быть способным понять, что происходит, понять, почему это началось, что это такое, куда может развиваться. Поэтому доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский метод. То есть переход от изложения материала к его открытию. Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде.

Еще один тезис, принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию. Следующий результат, на который нас ориентирует стандарт, это способность не теряться в мире профессий. Следовательно, на уроке должно появиться как можно больше ситуаций, требующих предметных знаний в жизненной профессиональной ситуации. И, конечно, важно вовлекать в образовательный процесс близкое окружение. Это друзья, папы, мамы, которые могут поговорить о контексте содержания образования на языке своей профессии. Если в школу не придут новые люди помимо учителя, то стандарт не заработает. Стандарт выделяет ключевые универсальные навыки: способность принимать решение, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Следовательно, на каждом уроке нам придется переходить к языку кейс-метода, то есть языку учебных ситуации.

Планируемый результат стандарта – умение решать проблемы, связанные с выполнением социальной роли человека, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных, эстетических ценностей. И это отношение является не вспомогательным инструментом, а одним из важнейших целевых инструментов.

Критерии обновленного урока.

1. На каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации из аутентичных источников, из актуальных жизненных ситуаций, текстов и т.д. Пока что наши дети анализируют информацию учебников, предложенные учителем. А мы обязаны приносить на урок журналы, статьи, кассеты, книги.

2. Новый стандарт проявится на уроке тогда, когда вопрос будет снова использоваться как инструмент исследовательского метода. Ребенок 3-5 лет понимает, что вопрос – это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. И ребенок понимает, что вопрос – это не способ открытия мира, а способ проверки. Но инструментом проверки должны стать задания.

3. На уроке по новым стандартам, педагоги будут стараться развивать коммуникативную, организационную, проективную культуру учащихся, то есть действительно учить говорить друг с другом. Важно, чтобы каждый урок становился пространством диалога между ребенком и культурой.

4. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя. Любой урок должен быть пространством диалога мировой культуры с тем конкретным знанием, которое прячется в этом уроке.

5. Уважение к ключевым правам личности обучающегося, забота о его познавательном интересе, т.е. изменение взаимоотношений с детьми: отход от авторитаризма к содружеству, партнерству, созданию ситуации успеха и уверенности в своих силах.

В чем я вижу препятствие к переходу на новый стандарт? В консерватизме учителей. В самом составе учительского корпуса есть люди очень прогрессивные, которые, несмотря на возраст, готовы воспринимать новое, внедрять его, а есть люди, и среди педагогов немало таких, которые ничего не хотят менять.

Эффективным уроком можно назвать урок, дающий знания и развивающий мышление, интересный учителю и ученику. Учителю и ученику на современном уроке мешают: отсутствие дисциплины, безразличие к предмету и личностный аспект .Помогают: взаимопонимание и заинтересованность, использование компьютерных технологий, аудио- и видеопродуктов. Поэтому первостепенное значение имеет создание и владение учителем инструментальной средой для проектирования и управления уроком.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>