Учёт психологических особенностей младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Учёт психологических особенностей младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандартаУчёт психологических особенностей младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Автор: Корнилова Людмила Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования был разработан в русле системно-деятельностного подхода, который нацелен в первую очередь на развитие личности ребенка. И основной целью обучения в начальной школе является как раз развитие личности младшего школьника, его познавательных и созидательных возможностей через включение в учебную деятельность, развитие его учебной самостоятельности. А это в свою очередь предполагает хорошее знание учителем психологических особенностей ребенка и квалифицированное использование в образовательной и воспитательной деятельности.

Еще в XIX веке видный русский педагог П. Ф.Каптерев говорил о том, что для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. К этой проблеме Каптерев обращался неоднократно. Как известно в период детства вырисовывается вся природа, все существо человека. Школа должна воздействовать на развитие всех сторон личности всего человека, не подавлять его умственных склонностей, чтобы не сделать психическую деятельность однообразной, скучной.

Вся постановка обучения в школе должна содействовать тому, чтобы обучающиеся не только получали общее образование, но и смогли определить личные способности и склонности, чтобы на выходе из школы могли сознательно или продолжать образование, или вступить в жизнь.

Самодеятельность, таким образом, выступает в качестве основного свойства человеческого организма и приводит соответственно к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания. В саморазвитии – основа школы и источник ее совершенствования, а также самообразования и самовоспитания.

В формируемом школой мировоззрении и в руководящих жизненных правилах нравственные элементы должны получить верх над умственными. Приоритет нравственного содержания в воспитании можно объяснить тем, что нравственность деятельна, заключается в труде других, выражает общественную направленность личности.

О значении духовно-нравственного развития личности писал В. Г. Белинский: «Что составляет в человеке его высшую, его благороднейшую деятельность? – Конечно, то, что мы называем его духовностию, то есть чувство, разум, воля, в которых выражаются его вечная, непреходящая, необходимая сущность».

И именно формированию духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся придается большое значение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

    Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная культура; социальная культура; семейная культура.

    Личностная культура – это:

  • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;
  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
  • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

        Семейная культура – это:

  • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

        Социальная культура – это:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
  • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
  • забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

        Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

        Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

    Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

        Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны.


Один комментарий на “Учёт психологических особенностей младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

  1. Мне,как психологу особенно приятно, что вы знакомы с работами Корниловой Л.В. Вдвойне приятней, что используете её труды в своей работе. Желаю вам дальнейших успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>